Источник: https://vocmp.oblzdrav.ru/17-noyabrya-2023-goda-megdunarodnii-den-nedonoschenogo-rebenka.html
В наш лексический оборот устойчиво вошел термин «маленькое чудо». Это о недоношенных детях. И действительно, когда из малюсенького человечка весом даже менее 1 кг благодаря титаническим усилиям ученых и практиков- медиков вырастает еще один гражданин нашей великой страны, разве это не чудо? Возможно, в будущем он принесет в жизнь нечто такое, что приумножит наше государственное величие.
Недоношенные дети – это дети, родившиеся на сроке гестации (бере-менности) меньше 37 недель и с массой меньше 2500 г. Дети, родившиеся с массой 1500 г и меньше, относятся к детям с очень низкой массой тела (глубоконедоношенные). Дети, родившиеся с массой 1000 г и менее, относятся к детям с экстремально низкой массой тела. Это дети биологического и социального риска. Вследствие своей незрелости у ребенка после рождения существует достаточно большое количество медицинских проблем, которые в дальнейшем могут неблагоприятно влиять на его развитие. Известно, что среди недоношенных детей, особенно родившихся с очень низкой массой тела, чаще встречаются проблемы со здоровьем, отставание в развитии и такие нарушения, как церебральный паралич, нарушения зрения и слуха, эмоциональные сложности, когнитивные нарушения и др. Во‑вторых, такие дети относятся к группе социального риска. Почему? Это и длительная госпитализация после рождения, отсутствие раннего контакта с родителями, особенности самого ребенка, которые затрудняют взаимодействие с ним, и стрессовое состояние родителей в первые месяцы. Но данные факторы риска, и биологические, и социальные, не обязательно приведут к нарушениям у ребенка и отставанию в развитии. Последующий позитивный опыт может существенно сгладить сложности первых дней и месяцев жизни. Отношение к детям демонстрирует уровень развития общества, его социальную направленность. Но до настоящего времени в нашем обществе не затихают дискуссии о необходимости «естественного отбора». А ведь мировая история знает много не просто талантливых, а даже гениальных людей, родившихся недоношенными. Это Марк Твен, сэр Уинстон Черчилль, Анна Павлова, Пабло Пикассо, Наполеон Бонапарт, Виктор Гюго, Огюст Ренуар, Вольтер, Чарльз Дарвин, Альберт Эйнштейн, Александр Суворов и Василий Чапаев, Дмитрий Менделеев и многие другие. Уже эти имена обязывают общество сделать все возможное, чтобы огромное количество недоношенных новорожденных выросли здоровыми и полноценными для общества людьми. И вполне возможно, что кто-то из них в будущем пополнит этот список.
В 2009 году по инициативе Европейского фонда заботы о новорожденных 17 ноября был определен как Международный день недоношенного ребенка.
Первая реакция на рождение недоношенного ребенка в семье – это смешанные чувства страха, волнения, неопределенности, нередко обреченности, одним словом, глубокого стресса. Для большинства это событие явилось неожиданным, и они оказались абсолютно не подготовлены к нему. Позже приходит осознание случившегося и далее по теории Селье (известного и талантливого ученого-физиолога, создателя теории стресса): стадия тревоги переходит в стадию сопротивления. Важно не допустить переход в последующую стадию истощения.
Первое, о чем необходимо знать новоиспеченным родителям – не сравнивать развитие навыков вашего малыша с предыдущим ребенком или соседними детками. Делать прогнозы в этот период не просто сложно, а очень сложно. Недоношенный ребенок развивается своими темпами и оценивать его развитие помогут наблюдающие доктора с учетом корригированного возраста. Помощь таким детям и семьям должна начинаться сразу после рождения, продолжаться после выписки и быть направлена на снижение воздействия тех неблагоприятных факторов, которые присутствуют у ребенка или окружают его.
Что же приходится испытать таким детям сразу после рождения? В связи с тем, что глубоко недоношенный ребенок, появляясь на свет, обычно не в состоянии самостоятельно дышать, удерживать тепло и питаться, он оказывается в отделении реанимации и интенсивной терапии с высокотехнологичным оборудованием. Его помещают в «инкубатор» и подключают к аппарату искусственной вентиляции легких и мониторам, которые следят за дыханием, температурой, частотой сердечных сокращений, содержанием газов в крови. Такой ребенок нуждается в специальном питании, которое он получает через зонд или внутривенно. Каждый ребенок, находясь в реанимационном отделении, сталкивается с шумом от работающей техники, светом на протяжении всех суток, частыми прикосновениями, связанными с проведением медицинских манипуляций, часть из которых является болезненными. В середине 1970‑х годов в результате новых исследований стало ясно, что избыточная стимуляция может наносить вред недоношенному ребенку. За последние 35–40 лет в отделениях реанимации и интенсивной терапии (ОИТ) в направлении выхаживания недоношенных произошли большие изменения.
Оказалось, возможно снизить уровень шума. Также постарались уменьшить уровень освещения – «инкубаторы» стали закрывать одеялами. Персонал старался не тревожить малыша во время сна, если не было срочной необходимости. Стали применять обезболивание при проведении болезненных процедур.
Примененные изменения положительно сказывались на состоянии ребенка – отмечался более продолжительный сон, дети больше прибавляли в весе, улучшалось состояние малышей. Дополнительно в отделениях стали уделять больше внимания родителям, давать им возможность общаться с ребенком и привлекать их к уходу за малышом. В 1978 году приобрел популярность «кенгуру-метод», который заключается в том, что родители берут своего раздетого малыша и кладут себе на грудь, создавая тесный телесный контакт с ребенком. Медсестры показывали родителям, как можно общаться с ребенком, как понимать его сигналы, как его лучше держать. Эти программы направлены на установление раннего контакта мамы и ребенка, снижение стресса у родителей, а также на повышение уверенности родителей в собственных силах и их компетенции. Оказалось, что привлечение родителей позитивно влияет и на состояние ребенка. Дети лучше прибавляли в массе, меньше находились в отделении реанимации.
Если ребенок развивается нормально, без каких-то нарушений, то ему необходимо просто динамическое наблюдение – периодическая оценка развития, проверка слуха, зрения. Этот комплекс наблюдения педиатром позволит избежать или снизить риски в будущем. Возможно, будут привлекаться другие специалисты для консультаций. Так, к примеру, о нарушении функции слуха нельзя говорить без повторных исследований. А позже, при необходимости, может быть предпринято и слухопротезирование. У всех недоношенных детей имеется повышенный риск развития различных нарушений зрения, поэтому очень актуальна оценка зрительных функций и последующее динамическое наблюдение офтальмологом. У детей с массой тела при рождении 1500 граммов и меньше часто развивается ретинопатия недоношенных – серьезное заболевание, являющееся причиной потери зрения уже в младенческом возрасте. Даже без ретинопатии существует высокий риск нарушений рефракции и косоглазия. «Опускать руки» нельзя, современные методы исследований и лечения позволяют многое предупредить. Офтальмологическое наблюдение должно осуществляться весь период детства.
Нередко недоношенные детки проходят через длительный курс искусственной вентиляции легких, осложняющийся бронхолегочной дисплазией. Все они плохо прибавляют в массе, им необходимо специальное высококалорийное питание, наблюдение пульмонолога. Какая-то часть детей даже после выписки из стационара нуждается в дополнительном кислороде, имеют высокий риск частых респираторных инфекций.
Внутрижелудочковые кровоизлияния – достаточно частая патология, встречающаяся у недоношенных детей вследствие того, что сосуды головного мозга очень хрупкие и легко травмируются. Более тяжелая степень кровоизлияний, которая встречается редко (у 5–10% детей, родившихся с массой менее 1000 г), требует тщательного наблюдения в связи с риском развития ряда проблем, например, гидроцефалии.
У недоношенных детей может также развиться анемия, поэтому периодически нужно исследование крови на анемию и при необходимости лечение препаратами железа.
Но, говоря о проблемах ребенка, нужно помнить, что медицинская помощь должна быть адекватной. Нельзя к каждому недоношенному ребенку подходить как к больному и назначать ему множество процедур, обследований и медицинских препаратов только потому, что он родился раньше срока и риск развития нарушений у него выше. Это может привести к дополнительному стрессу и тревогам у родителей, а также к изменению поведения ребенка.
Действительно, одни недоношенные дети отстают в развитии, а другие, имея такие же медицинские проблемы при рождении, развиваются неплохо. Если рассматривать индивидуальные случаи, то можно увидеть, что некоторые дети, в анамнезе которых были достаточно серьезные медицинские осложнения, развивались хорошо. Медицинские проблемы ребенка, которые присутствуют у него при рождении и после, однозначно не могут предсказывать развитие конкретного ребенка. Очень важной является среда, в которой находится ребенок, насколько хорошо и адекватно родители взаимодействуют с ним и понимают его. Влияние окружения может даже превалировать над медицинскими проблемами.
Если недоношенный ребенок отстает в развитии или у него имеются какие-либо нарушения, то наблюдение за таким ребенком будет вестись с учетом выявленных у ребенка нарушений специалистом соответствующего профиля.
Мировой опыт показывает, что проблема преждевременных родов и, как следствие, выхаживание недоношенных детей является актуальной как в развивающихся, так и в развитых странах мира.
Проблема успешно решается. По данным Росстата в России ежегодно рождается недоношенными чуть менее 5% детей. В это число входят младенцы, рожденные ранее 37 полных недель беременности. С 2012 года врачи нашей страны стали спасать и выхаживать малышей, родившихся в сроке 22 недели беременности и старше, и весом более 500 грамм.
Сейчас продолжаются дальнейшие исследования в отношении выхаживания недоношенных младенцев, изучаются их прогнозы, совершенствуются уже имеющиеся знания и умения. Кто знает, может через несколько лет выхаживание и здоровое будущее у крохотных младенцев будет обычным явлением, и эти дети будут не просто получать право на жизнь, но и достойное будущее.
Дайджест материалов подготовила заведующий отделом комплексных программ детского населения С.В.Сарванова.
Материал подготовлен к публикации и опубликован отделом подготовки и тиражирования информационных медицинских материалов ГБУЗ «ВРЦОЗ И МП» под редакцией Мельниковой Л.Б.