Все чаще в наших средствах массовой информации встречаются термины: аддиктивные товары, блага, поведение. Еще в XIX веке Джон Рескин говорил:
«Мудрое потребление гораздо труднее мудрого производства».
Что это такое?
В психологии, социологии, наркологии, употребляется термин аддиктивное поведение.
Аддиктивность — это:
- способность вызывать и развивать зависимость;
- повышенный риск физиологических нарушений;
- но возможность исключения из потребления без последствий для организма;
- изменение психоэмоционального фона принятия решений, формирование мотивации к уходу от реальности.
Очевидно, что любой товар в той или иной степени обладает аддиктивностью. Соответственно, аддикт – человек, пристрастный к определенным веществам, употребление которых вызывает удовлетворение, как в физическом плане, так и в эмоциональном. Им претит традиционная жизнь с ее устоями, размеренностью и прогнозируемостью.
Не умея достигать гармонии с миром естественным образом, люди прибегают к психотропным средствам – аддиктивным товарам (табачные изделия, алкоголь, энергетические напитки, наркотики, психотропные лекарственные средства), которые способны приводить человека в состояние эйфории и пребывания как бы вне времени и пространства. Они не требуют больших усилий от человека, возникают спонтанно.
Потребность в аддиктивных товарах прямо не входит в число естественных жизненных потребностей, как, например, необходимость в кислороде или пище, без которых человек существовать не может. Однако, сформировавшаяся привычка, например, к алкоголю, оказывает влияние и на последующие поколения, порождая предрасположенность к нему.
Аддикции могут быть приемлемыми и не приемлемыми, опасными и неопасными. Например, социально приемлемыми аддикциями считаются спортивная аддикция, аддикция личных отношений, религиозная аддикция. Интернет-зависимость, зависимость от мобильных телефонов и других гаджетов уже приобретает характер социально неприемлемой и опасной для здоровья детей и подростков.
Аддиктивная реализация заменяет дружбу, любовь, другие виды активности. Она поглощает время, силу, энергию и эмоции до такой степени, что аддикт оказывается неспособным поддерживать равновесие в жизни, включаться в другие формы активности, получать удовольствие от общения с людьми, увлекаться, отдыхать, развивать другие стороны личности, проявлять симпатии, сочувствия, эмоциональную поддержку даже наиболее близким людям.
Группа аддиктивных товаров пополнилась цифровыми средствами – компьютеры, телефоны, планшеты, кансоли — позволяющими время, предназначенное для физически активного отдыха, использовать на абсолютно противоположное.
Рекламная индустрия цифрового маркетинга алкоголя, табака и нездоровых пищевых продуктов пытается и, очень даже успешно, сделать детей и подростков мишенью своих маркетинговых приемов, воздействуя на них через социальные сети и трудно поддающиеся контролю мобильные устройства. А дети все больше времени проводят в интернете и социальных сетях. ВОЗ призывает правительства всех стран в кратчайшие сроки создать и начать применять инструменты для мониторинга цифрового воздействия.
Что же происходит с мозгом ребенка и подростка, злоупотребляющих гаджетами?
Происходит перевозбуждение подкорковых структур головного мозга, следствием чего является нарушение баланса в деятельности вегетативной нервной системы, в частности, превалирование симпатической нервной системы над парасимпатической, обеспечивающей ночной отдых организма. Именно на этом этапе начинается формирование вегетативных дисфункций: так называемый синдром гиперактивности и дефицита внимания, вегето-сосудистая дистония с ее многочисленными и разнообразными клиническими проявлениями. Вовлечение в патологический процесс эпифиза, отвечающего за выработку гормона сна – мелатонина, влечет нарушение сна. Именно ночью, а особенно интенсивно в период «золотых часов сна», происходит переработка мозгом полученной накануне днем информации. Максимум его эффективной выработки приходится на 22-00 – 01-00. Эти дети засиживаются далеко за полночь – отсюда и возникает дефицит сна, его неполноценность. Нельзя не принимать во внимание и вовлечение психической сферы. Там еще более серьезные изменения.
Во всей совокупности — и позитивных, и негативных потребностей человека, их влияния на человека и общество, доминирующую роль все же играет рост «качества» потребностей, их влияние на позитивное развитие личности, на общественно полезное поведение человека. В данном аспекте все более возрастающую роль играют взрослые члены семьи, школа, которые обязаны направить развивающийся интеллект, потребности ребенка в разумное русло охраны его здоровья.
ВОЗ и ЮНЕСКО начинают новую инициативу «Сделаем каждую школу – здоровой школой» путем разработки и продвижения Глобальных стандартов для здоровых школ. Предполагается, что эта инициатива охватит более 2,3 млрд. детей школьного возраста в мире и будет способствовать реализации Тринадцатой Общей программы ВОЗ, целью которой является сделать 1 млрд. жизней более здоровыми к 2023 году.
В современном мире расход энергии за счет физической активности сведен к минимуму, а в повседневной жизни подростков превалирует сидячий образ жизни, в котором молодые люди проводят около 60% времени бодрствования. Таким образом, очевидно, что малоподвижные формы поведения (помимо сна) приобретают среди детей и подростков наибольшую распространенность. А с началом полового созревания, в период с 11 до 13 лет, наблюдается наиболее резкий переход к малоподвижному образу жизни.
Научные данные демонстрируют, что недостаток физической активности является ведущим фактором риска нарушений здоровья, выходя далеко за рамки вопросов, связанных с контролем веса, и влияя как на физическое, так и на психическое благополучие. За последние несколько лет стимулирование физической активности все в большей степени признается в Европе в качестве приоритета общественного здравоохранения, и поэтому многие разрабатывают стратегии и вмешательства в этой области. Для поддержки усилий государств-членов Европейское региональное бюро ВОЗ разработало рекомендации по повышению привлекательности физической активности для молодежи. Они должны стать ресурсом для лиц, пропагандирующих важность физической активности, упор в них делается на поддерживающую городскую среду и условия, где дети и молодые люди живут, учатся и играют.
Литература:
- Улучшение питания и физической активности в школах.// Информационный бюллетень документационного центра Всемирной Организации Здравоохранения, сентябрь 2019г. Режим доступа: https://www.who.int/health-promoting-schools/en;
- http://www.euro./_data/assets/pdf_file/0016/333223/workshop-school-health-NCD-ru.pdf;
- http://www.euro.who.int/ data/assets/pdf_file/0006/315852/Policy-Brief-19-investing-health-literacy.pdf.
Источник: Составитель: заведующий отделом КПДН С. В. Сарванова http://vocmp.oblzdrav.ru/adikcii-chto-eto-takoe.html